Рождение тайны и преклонения

10/09/2017 10:011 комментарийПросмотров: 165

Каждый россиянин, проживающий в Черногории хотя бы один раз, но, обязательно побывал в женском монастыре Сергия Радонежского, расположенном на одном из перевалов горы Румии. И в одну из моих поездок матушка Теодора показала мне небольшую икону Девы Марии, которую ей подарила черногорская художница Ивона Ракич. «Эта икона Девы Марии на алтаре заслуживает особого внимания. Эта икона выполнена с разрешения и благословения Амфилохия Черногорского», – тихо поведала матушка и нежно провела рукой по лаковому покрытию.

Ивона – не просто художник, Ивона – хороший и добрый человек. Ей сам Бог помогает нести духовное в наше непростое время. Она пишет необычные и проникновенные лики Святых. Ты познакомься с ней, обязательно! Слова Матушки материализовались через три года, когда я получила задание снять репортаж для православного телеканала «Спас» о современном искусстве и духовности в Черногории. По стилистике этот репортаж должен быть о том, как современные балканские художники отражают видение вечного в иконах. И чтобы понять, как создаются эти образы, я отправилась в сердце рождения тайны и преклонения – мастерскую художницы в Подгорице. Ивона встретила меня на пороге своей мастерской в окружении своих детей: Симона, Тианы и Лауры. В мастерской художницы я окунулась в атмосферу
душевного равновесия. Говорит Ивона тихо, умиротворенно, а в чаше дымится «домача кафа».

? Почему вдруг вы оставили классическое искусство, и стали писать лики Святых?

– В иконопись я пришла из традиционной живописи. В 1999-ом году в Цетинье я закончила среднюю школу искусств «Петар Лубарда», направление визуальной техники. И начала работать в классическом жанре, писала маслом, акварелью, использовала современные технологии. Но в моем сердце всегда присутствовали иконы и фрески Андрея Рублева, в которых я видела глубокую человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы.

Мне всегда хотелось прикоснуться к самому тонкому – божественному – написанию ликов святых и божественных сюжетов. Хотелось внести свое видение, сказать свое слово в современной иконографии. Современное видение в иконописи должно существовать. Андрей Рублев, Феофан, Деонисий – все они тоже были первыми и тоже внесли свое слово тогда в искусство своего времени. Я почитаю сохранившиеся формы и методы писания икон, дошедшие до нас через шедевры живописи, которые и по сей день присутствуют в нашей современной жизни. Но я не хотела копировать древние манускрипты. Мне казалось, что я сама могу предложить форму и стиль написания иконы, тем самым мне хотелось дать возможность выбора верующим-православным. Мне хотелось, чтобы моя икона нашла своего верующего, чтобы с моей иконой страждущий мог говорить, советоваться, молиться. Я долго шла к своей мечте. И только в 2007-ом году получила благословение
моего духовника, отца Исаака из монастыря Дайбабе.

При написании икон я использую технику яичной темперы с золотом 23-24 карата на дереве, которому свыше 100 лет.Такое дерево несет в себе информацию прошлого, поддается обработке, его приятно адаптировать. Понимаете, столетняя древесина словно соглашается, чтобы на ней отображались лики святых.

? Ивона, что вы чувствуете, когда пишите лики святых?

– Прежде всего – ответственность. Я долго готовлюсь, читаю, возвращаюсь к традиционной живописи, бесконечные эскизы, сюжеты сменяются один за другим, и вот, словно рука ведет, появляется видение. И я могу смело сказать, почему я буду писать так, почему взгляд такой, почему краски и тона выбраны именно такие. И только тогда я приступаю к работе. Должна напомнить, что уже в начале раннего периода христианства появляется такое направление живописи, как икона, как изображение наиболее важных элементов сакральной культуры. Видеть и смотреть на лики Бога, Христа, Девы Марии, как визуализация святых стало темой многочисленных богословских дискуссий.

Противостояние сторон живописи, священных образов приводило даже к человеческим жертвам. И не можем не вспомнить суровое время, когда храмы вместе с иконами, подверглись уничтожению.

? В чем по-вашему миссия иконописца?

– Иконописец, в сущности, посредник между верующими и главными героями божественного мира. Иконописец выражает свое собственное видение на основе четких определенных канонов. Нужно раскрыть святой характер. Верующий или идущий к вере человек должен найти свою икону, она ему должна помогать во всем. Он должен хотеть ее взять с собой в новый дом, в поездку, подарить или передать своим близким. Понимаете? Я искренне верю в идею согласия и гармонии. Художник выражает свое видение, но, при этом, ограничивается строгим
соблюдением канонов, в пределах установленных правилах иконографической модели.

? Для Вас важно, кто заказывает икону?

– Безусловно. Первое знакомство с заказчиком определяет характер, внутренне содержание человека, который приходит ко мне в мастерскую. За чашкой кофе становится понятно, что его мучает или чем он переполнен. Бог помогает найти точку соприкосновения. Но, я должна признаться, что и отводит он тоже… Да, случается, что приходится и отказываться от индивидуальной работы.

? Расскажите о персональных выставках?

– Мои первые выставки были организованы в посольстве Австрии и России в Подгорице. Затем я принимала участие в первой международной выставке современной искусства, организованной в галерее бизнес-центра «Плаза» в Подгорице. В моей мастерской в

ГЕЛИЯ КАРИМОВА

ГЕЛИЯ КАРИМОВА

Подгорице ежедневно открыта выставка, и я всегда рада гостям.

? Каковы творческие планы на будущее?

– Планирую открыть авторский салон, где будет работать постоянная выставка-продажа работ. Здесь мы будем проводить творческие мероприятия, мастер-классы по иконописи. И, конечно же, далее постигать новые вершины в творчестве.

Tags:

1 Комментарий

  • Георгий

    Уважаемая Гуля, доброго Вам времени суток!Ваш репортаж для православного телеканала «Спас» о современном искусстве и духовности в Черногории оказался, на мой взгляд, очень удачным и содержательным, могущим привести к созданию творческих союзов православных иконописцев двух славянских народов: черногорцев и россиян. Если Вам представится возможным, то ознакомьте Ивону с материалами, например, таких сайтов:
    1. drev-obraz.ru Литература по иконописи
    Здесь указаны более 60 наименований книг по иконописи,которые можно скачать, в том числе и автора Воислава Джурича- Византийские фрески.
    2.Указанный сайт именуется как «Иконописная мастерская-Древнерусский образ», создателями которого являются молодые, как и Ивона, иконописцы Константин (dva-persta@yandex.ru) и Анастасия (iconastasiya@yandex.ru) Антововы, которые к иконописи, как к основному занятию в жизни, шли несколько разными путями с раннего возраста.
    3.Существует и другой значимый сайт oldbelivers.com Музей истории и культуры старообрядчества, в Библиотеке которого отражены прекрасные издания об иконописи и которые возможно тоже скачать.
    Можно надеяться, что Ваша многопрофильная просветительская работа вместе с Гулей будет богоугодной и исторически оправданной. С признательностью к трудам Вашим, Георгий.

Оставить комментарий