Художница Юлия Волкова: «В Черногории я стала свободным художником»

02/08/2017 16:510 комментариевПросмотров: 191

Досье

Юлия Волкова родилась 26.09.89 в Москве. Училась в детской художественной школе, окончила с отличием театрально-художественный колледж по специальности «художник театра кукол». Также окончила  художественный факультет ВГИКа по специальности «художник-постановщик кино и ТВ». Во время учебы в вузе в качестве главного художника, участвовала в постановке 16 короткометражных фильмов, некоторые из которых  получили награды зарубежных и отечественных фестивалей. Работала на киностудии «Мосфильм» и других площадках. Занималась художественным оформлением и раскадровкой фильмов и сериалов «Страсти по Матфею», «Ловушка», «Феликс и его Любовь», «Меж двух огней», «Джокер», «Жизнь после» и многих других, созданием клипов для «Камеди клаб», декорациями сериала «Ясмин».

Участвовала в выставках московского Дома Художника и  частных галерей. Преподает детям и взрослым историю искусств, графику, живопись и дизайн. С 2015 года проживает в Черногории, в г. Бар.

Черногория за последние десять лет стала настоящей меккой для творческих людей из числа наших соотечественников, приезжающих сюда за вдохновением и новыми сюжетами.  Не стала тому исключением и 27-летняя художница из Москвы Юлия Волкова. Красота дикой природы, причудливость старинной архитектуры покорили девушку, а переезд в Черногорию круто изменил ее судьбу.

Как преобразилась ее жизнь за время пребывания в этой стране? Об этом наша беседа с Юлей, которая состоялась накануне ее поездки в Китай, и продолжилась затем по телефону из Пекина.

? Юля, когда Черногория впервые появилась в вашей жизни?

– Вернее будет сказать, что сначала в моей жизни появилась Югославия. Любовь к культуре этой страны возникла много лет тому назад. Я запоем читала поэта и прозаика Милорада Павича, слушала с друзьями  Горана Бреговича и Деяна Цукича, с большим удовольствием работала с известным македонским режиссером Милчо Манчевски, влюбилась в героев фильма режиссера Срджана Драгоевича «Мы не ангелы». Посетив однажды ретроспективу перфомансов белградской художницы Марины Абрамович, я была настолько потрясена, что поняла – нужно когда-нибудь обязательно побывать на Балканах.

? И когда это произошло?

– В 2012-ом году. Судьба неожиданным образом распорядилась так, что папа уехал в Черногорию на отдых и сразил меня наповал своим телефонным звонком. Он сообщил, что ему очень понравилась страна, и он решил купить в Баре дом с великолепным видом на море. Вот так материализовалась моя метафизическая любовь к Балканам. Наверное, это закономерно: если о чем-то много думать и мечтать, оно непременно появится в твоей жизни.

Я приехала в Черногорию и разделила папины восторги. Мне страна показалась настолько уютной и комфортной, что я с удовольствием осталась здесь на три летних месяца, попутно делая серию работ для ВГИКовской летней обязательной практики.

За эти три месяца я объехала страну вдоль и поперек, изучая культуру, обычаи, традиции местных жителей, делала зарисовки, писала картины, собирала материал для будущих работ. Меня поразили красоты окрестностей Жабляка, Ульциня, Цетинье, Боко-Которского залива. И даже добралась до Белграда и посетила Нови Сад.

? Практика удалась?

– Практика удалась на славу! Половину работ, сделанных во время путешествия по Черногории, я продала, другую половину увезла обратно домой в огромной толстой  папке. Но самое главное, что моя первая поездка в Черногорию заставила меня всерьез задуматься о ценностях жизни. Мне показалось тогда, что сумасшедший ритм мегаполиса отнимает у нас умение слушать тишину и  желание стать ее частью. Об этом я задумывалась, сидя на террасе нашего черногорского дома.

? Черногорский дом стал родным?

– Дом в Баре, который купил папа, стал для меня настоящий Домом. С новыми соседями, друзьями, со своим неповторимым уютом.

В этот дом хотелось возвращаться снова и снова, но возможностей и времени на это совсем не было. Я тогда училась во ВГИКе, параллельно работала в кино и участвовала в выставках в Москве. Была связана обязательствами, и свободного времени совсем не оставалось.

? И тогда вы решили совершить побег?

– После окончания института я продолжила свою карьеру  в кино на «Мосфильме». После этого мы  снимали фильм «Джокер» по рассказам А. П. Чехова. Все удачно складывалось:  была интересная любимая работа, много друзей,  график был полностью забит выставками, съемками, встречами.

Но меня постоянно тянуло в Черногорию, хотелось снова вдохнуть этот морской воздух, обнять своих черногорских друзей. Работа в кино — всегда увлекательный процесс, но это работа в команде, а мне очень хотелось начать свое пусть маленькое, но собственное дело. И я сбежала из Москвы в Черногорию, где и начался отсчет  новой жизни. Благодаря этой стране, я раскрылась в новом качестве, и поняла, что нашла именно то, что искала.

? Обычно в свободном плавании творческие люди забывают о карьере, не придают значения процессу накопительства и делают то, что им хочется. Что вы нашли здесь, и чего нет в мегаполисе?

– Пожалуй, так часто происходит, но я не хотела полностью  отказываться от карьеры, мне просто нужно было   начать  жизнь с чистого листа и сконцентрироваться больше на своих собственных проектах. Еще тогда, в 2012-ом в свой первый приезд в Черногорию я начала серию работ из цикла Red roofs (Красные крыши). Я могла целыми днями искать новые объекты для рисования – черепичные крыши старых и новых домов, совсем свежие и почерневшие от времени, алые, оранжевые, бордовые, двухскатные, четырехскатные, мансардные. Делала наброски, прорисовывала силуэты. Эта работа меня настолько увлекла, что после возвращения в Москву я часто  представляла, как продолжу цикл. И вот, спустя четыре года судьба подарила мне этот шанс, так появились  18 графических листов, которые были посвящены моим любимым местам в Черногории и, конечно же, черногорским крышам.

Параллельно я давала уроки живописи, дизайна и графики детям и взрослым, потихоньку учила язык и радовалась тому, что победила систему и стала жить так, как хочу. Постепенно вливаясь в неспешный темп жизни Черногории после безумного московского, любуясь горами и морем, а не бетонными джунглями, приходишь к мысли, что хочется остаться  здесь как можно дольше, а может быть и навсегда.

? В Черногории живет немало наших соотечественников, совмещающих отдых у моря и работу на «удаленке». Вас можно назвать фрилансером или все же – свободным художником?

– Пожалуй, именно в Черногории я стала свободным художником. Для меня фрилансер это – человек, который выполняет чей-то заказ. Имея некую свободу в выборе , он по-прежнему работает не на себя. А свободный художник может создать себя сам, с нуля и воплощать свои собственные идеи. Всю свою творческую жизнь я работала в коллективе, каждый раз реализовывая замыслы режиссера. Теперь, набравшись смелости, опыта и отваги я наконец-то реализовываю свои.

Жизнь с тех пор сильно изменилась, я стала смотреть на мир шире, а это, как мне кажется, самый важный урок в жизни . Мир огромен, и в любом его уголке может оказаться маленький кусочек дома. Достаточно лишь набраться смелости и поверить в то, что все возможно, если верить в себя.

? Некоторые наши соотечественники жалуются на скуку в Черногории. Дескать, некуда сходить, нечем заняться. Разделяете ли это мнение?

– Конечно, после огромных мегаполисов с огромным количеством развлечений на любой вкус Черногория может показаться скучной. Но в то же самое время здесь часто  устраивают интересные выставки, мастер-классы, фестивали со своим неповторимым колоритном и атмосферой, ведь страна маленькая — все друг друга знают, и поэтому всегда есть ощущение, что это одна большая семья. Мне лично нравится это. Ценность знакомства с каждым интересным человеком сразу возрастает, а не обезличивается.  Я переезжала в Черногорию, думая, что буду скучать по работе на киностудии, по привычному московскому ритму, но времени на это у меня в Черногории просто нет.

Провожу пленэры, мастер-классы, пишу картины, посещаю выставки. По вечерам иногда занимаюсь раскадровками и эскизами для различных московских съемок, а по выходным  разработкой своих будущих арт-проектов.

Времени на отдых почти нет, так что и погрустить тоже не получается.

Очень рада, что переехала в Черногорию. Я вообще перестала бояться переездов и кардинальных перемен в жизни после. Так и родился мой проект HOME (ДОМ) о том, что везде и есть частичка дома каждого из нас.

? Кстати, благодаря этому проекту вы и попали в Китай?

– Да, благодаря ему состоялось это невероятное путешествие. Прошлым летом я подала заявку на участие в международном конкурсе Музея современного искусства Пекина, а в начале этого года получила письмо с подтверждением, что из 1713 художников из 47 стран было отобрано 50. В том числе и я.

В Китай были приглашены представители различных видов искусства: видео — художники, мастера инсталляции и перфоманса, танца, актуального искусства, микс — медиа, поэты и многие другие. Здесь я представляю две страны: Россию и Черногорию.

Меня давно манила Азия своим неповторимым колоритом. Еще на лекциях в художественной школе я с упоением рассматривала ступы Индокитая, очертания пагод и храмов. Позже любовь к Востоку и  Азии переросла в профессиональный интерес, я делала несколько курсовых работ по восточным сказкам, о театральных куклах Бирмы. Мой диплом в колледже был посвящен спектаклю «Маугли».

Хотелось изучать Азию не по книжкам, а вживую увидеть архитектуру, быт, изобразительное искусство. Китайская живопись была чем-то недосягаемым по профессионализму, и я влюбилась в рисование тушью. И вот моя мечта сбылась. Я смогла увидеть Китай изнутри.

? Как нужно было выделиться, чтобы попасть в команду счастливчиков? В чем суть вашего проекта?

– Нужно было представить оригинальный проект — презентацию, который затем следовало реализовать на месте, в арт-резиденции. Суть моего проекта HOME  заключается в том, что у каждого из нас свои представления о доме. Ведь это может быть и церковь, и фешенебельный особняк, и свалка где-нибудь на окраине. Все мы живем рядом друг с другом, но наши дома так непохожи.

Для каждого это совершенно свой, уникальный мир. Зачастую даже не материальный. Общаясь с самыми разными людьми, собирая материал для этой темы, я пришла к выводу, что не для всех дом-это-счастье. Многие говорили о том, что не могут найти свой дом или чувствуют себя несчастными в своем жилище.

Мне хотелось сделать портреты этих домов и их хозяев, почувствовать боль и любовь каждого из них и сравнить со своими ощущениями. Ведь после переезда в Черногорию мои собственные  представления о доме сильно изменились. Я задумывала проект как серию из 10   картин, написанных натуральными материалами – глиной, землей, углем с того самого места, где  расположены эти дома.

? По-моему, в этом больше философии, чем искусства?

– Это – философско-исследовательский проект, включающий в себя общение с местными людьми и сбор материала самого разного характера. Я много записываю, зарисовываю, читаю, впитываю все новые знания и ощущения от общения с этой удивительной и такой необычной страной.

? Искусства Китая считается одним из самых древним в мировой цивилизации. Есть чему поучиться у местных коллег?

– Безусловно. Каждый раз после общения  с местными художниками я поражаюсь их совершенно иной системе ценностей. Для них процесс создания картины зачастую гораздо важнее  результата. Они иначе видят мир. Было интересно испытать на себе новые  методы, и я попробовала писать картины с совсем иным подходом к делу – проводила целые дни,  по много раз поливая холст водой, размешанной с разными видами почвы. Я наблюдала, как вода сама создает мою картину. Каждый раз на холсте появлялись все новые, и новые оттенки, которые смешивались между собой и создавали новые. Позже, когда холст подсыхал, я дописывала детали и персонажей. Очень интересный эксперимент.

? Вам создали достойные условия для проживания и работы? Как вас встретил Китай?

– Очень приветливо. Для нас, участников проекта, создали великолепные условия. Мы живем и работаем в живописнейшем месте, в интернациональном арт-городке Shangyuan Art Museum, который находится в районе Хуайжоу, в нескольких километрах от Пекина. Здесь прекрасные виды, чудесная библиотека, богатая новыми и старинными книгами по искусству. Наши современные здания-студии отчетливо выделяются на общем фоне классической китайской деревни. Я живу на четвертом этаже, в моем распоряжении двухэтажная студия и прекрасная терраса на 60 квадратных метров с видом на горы и Пекин. По окончанию проекта у приглашенных художников музей приобретает работы, которые затем войдут в экспозицию, а также предоставляется возможность сделать персональную выставку.

? На каком языке общаетесь с художниками?

– Здесь я познакомилась с большим количеством художников из разных стран мира. Разговариваем мы все  по-английски. И – по-сербски (смеется). Не поверите, но здесь я продолжаю учить сербский язык благодаря моему новому приятелю – сербскому художнику Горану Стакичу. Еще раз убеждаюсь в том, что Балканы меня «преследуют»! Забавно снова говорить по-сербски, находясь на другой стороне земного шара. Понемногу учу и китайский. За пределами арт-городка на помощь приходит Гугл-переводчик в телефоне.

? Какие впечатления сложились от общения с местными жителями, от природы и кухни?

– Люди в Китае отзывчивые и добрые. Обязательно найдется кто-нибудь, кто говорит по-английски, либо по-русски. Воздух не грязнее, чем в любом мегаполисе. А заблудиться здесь сложно, так как, везде стоят полицейские или дружинники.

Пекин поражает своей флорой: везде, даже вдоль шоссе высажены цветы и плодовые растения. Прохожих на улицах не так уж и много и радует обилие велосипедистов. Здесь можно увидеть в метро человека с живой ручной черепахой внушительных размеров, прокатиться с велорикшей на мотоциклетке по ярким проспектам, вдохнуть теплый воздух, смешанный с тополиным пухом, ароматами чая и специями.
Здесь с пониманием относятся к иностранцам, никто не смеется над моим слабеньким китайским , все дружелюбны и открыты.

Мне посчастливилось посетить Art zone 798 – культовый район для художников (город в городе, со своей собственной инфраструктурой). В этом пекинском Монмартре концентрат искусства на квадратный метр просто зашкаливает, а в галереях можно найти самые разные работы на любой придирчивый вкус. Самое приятное, что все галереи бесплатны для посещения, поэтому возможность получить массу впечатлений крайне доступна.

Рынки ломятся от экзотических продуктов, многие из которых я видела впервые: водоросли, древесные грибы, маринованный лотос, куриные лапки в сое, личи. На каждом шагу продают вкусные и спелые арбузы и черешню, а манго такое  сочное, что тает во рту. Вся еда в Китае невероятно вкусная, хотя совсем  непривычная.

? По дому скучаете?

– Да, очень скучаю по своей семье и по Черногории. Мы постоянно на связи, не знаю, что бы я делала без их поддержки.

? А как молодой человек отнесся к длительной разлуке?

 – Я не состою сейчас в отношениях, мое сердце свободно.

? У многих успешных девушек профессиональная карьера важнее создания классической семьи. Вам это знакомо?

– Я часто задумываюсь над этим вопросом. На сегодняшний день я больше сконцентрирована на работе и реализации своих творческих идей. Хотя при этом  считаю, что если отношения гармоничны и строятся на уважении друг к другу, то замужество не мешает и далее строить карьеру. Это грандиозный, фактически, невероятный труд – создать крепкую семью так, чтобы при этом личное пространство каждого осталось неприкосновенным, но я очень хочу верить, что это возможно.

? Юля, каковы планы на будущее? Чего ожидаете после возвращения в Черногорию?

– В эти дни состоялось открытие моей выставки HOME в Shangyuan Art Museum. Из 10 моих картин, несколько войдут в постоянную экспозицию.

Впереди еще лекция о современном искусстве и презентация моих ранних работ.

В июне возвращаюсь в Черногорию, где у меня запланированы мастер-классы и пленэры с детьми и взрослыми. Очень хочется показать ученикам новые техники, которые я освоила в Поднебесной, – тушь, акварель и письмо натуральными материалами.

В планах – организовать в Черногории выставку картин детей и взрослых, причем, с тем условием, чтобы возраст художников нигде не будет указан, и самое младшее поколение сможет почувствовать себя наравне со старшим. Лето обещает быть плодотворным: уже сейчас расписываю все дела на ближайшие месяцы, чтобы ничего не забыть. А на следующий год мечтаю снова отправиться в арт-путешествие, на этот раз – на другой конец света — в Аргентину.

? Юля, желаю от всей души вдохновения, новых творческих побед! Спасибо за интервью, и до встречи на вашей выставке в Черногории.

Беседу записала Гуля Смагулова

Фото Валентин Сидоренко и Фелипа Мартинез

Tags:

Оставить комментарий