Виолончельная сенсация

02/08/2017 15:030 комментариевПросмотров: 20

В Народном театре Подгорицы в исполнении Черногорского симфонического оркестра под руководством дирижера Григория Красько состоялся необычный концерт. Известное сочинение Петра Чайковского «Вариации на тему рококо для виолончели с аккомпанементом оркестра» впервые прозвучало со сцены именно в том виде, в каком его создал сам композитор, в декабре 1876 года.

Для того, чтобы понять уникальность этого события, обратимся к истории. Среди профессоров Московской консерватории, в которой Чайковский преподавал с 1866 года, был известный немецкий виолончелист Вильгельм Фитценгаген. Он был на восемь лет моложе композитора, успешно принимал участие в исполнении трех его квартетов. Чайковский высоко ценил его как музыканта, посвятил ему свое новое сочинение «Вариации на тему рококо», попросил исполнить, а после премьеры передать ноты известному московскому издателю Петру Юргенсону и сделать корректуру. Излагая свою просьбу, Чайковский произнес неосторожную фразу о том, что передает ему все полномочия по подготовке «Вариаций» к изданию.

Фитценгаген задачу понял по-своему: он испещрил рукопись исполнительскими указаниями и наклейками, заменил авторские фигурации, выбросил 8-ую вариацию, расширил  4-ую,  сократил 5-ю,  переставил местами 3-ю и 7-ю и т.д. Он был уверен, что при таких переделках сочинение будет лучше принято публикой. Чайковский понимал стремление исполнителя улучшить «Вариации», и даже кое-что принял из его предложений, но «перетасовывать» и, тем более,  выбрасывать вариации не разрешил.

В сентябре 1877-го года Чайковский срочно покидал Россию. В тот период он тяжело переживал потрясение от неудачной женитьбы. Тогда же русский Царь назначил ему стипендию, а меценат Надежда фон Мекк, безгранично любившая музыку композитора, предложила свое финансовое покровительство. Судьба, наконец,  подарила ему возможность творить, не утруждая себя другими заработками. Чайковский сначала отправляется в Швейцарию, а затем в Италию. Заметим, он  был уже известным композитором в расцвете сил, автором трех симфоний, балета  «Лебединое озеро», увертюры «Франческа да Римини»,  работал над 4-ой симфонией и оперой «Евгений Онегин».

Но вернемся к Вариациям на тему рококо. После первого исполнения в Москве в ноябре 1877 года и второго в Карловых Варах, где музыкой Чайковского восхитился Ференц Лист, Фитценгаген почувствовал себя абсолютно свободным. Без авторского надзора он перекроил клавир и партитуру и, сославшись на полномочия, предоставленные ему автором, передал ноты издателю Петру Юргенсону, который немедленно сообщил об этих метаморфозах в своем письме Чайковскому. Тот не отреагировал, и в  свет вышли  «Вариации на тему рококо» в редакции Фитценгагена.

Восстановить первоначальный авторский вариант в ХХ веке пытались разные московские музыканты. Наиболее плодотворной  стала работа профессора Виктора Кубацкого, который с помощь криминалистов выяснил, что было написано рукой  Чайковского, но освободить текст от вторжений Фитценгагена он не смог.  Эту работу продолжил и завершил заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Сергей Сапожников, проживающий в Черногории, в курортном местечке Добра Вода. Через 140 лет со дня написания произведение приобрело свой первозданный  облик.

Сергей Сапожников  имеет большой опыт реконструкции утерянных партитур, в том числе балетов Шостаковича «Золотой век» и «Болт» для Большого театра в Москве, детской оперы «Великан» Сергея Прокофьева для Михайловского театра в Петербурге, он сам — автор нескольких балетов и мюзиклов. Его проект «Рококо без Фитценгагена» заставил надолго  погрузиться в изучение нотных архивов и документов, относящихся к этому сочинению. И вот работа над восстановлением шедевра мировой классики в первозданном виде завершилась.

Одухотворенно, проникновенно и виртуозно исполнили первоначальную версию Чайковского солист Дмитрий Прокофьев (концертмейстер виолончельной группы оркестра, лауреат международных конкурсов, в том числе и конкурса им. Чайковского в Москве) и Черногорский симфонический оркестр под руководством Григория Красько!

Зрители долго и благодарно аплодировали музыкантам и автору восстановленной версии.

Юлия Скрипник

Tags:

Оставить комментарий