О пользе карандашей и красок для сотворения Вселенной

16/04/2017 12:230 комментариевПросмотров: 17

В выставочном центре Коломенского Кремля состоялась персональная выставка живописи бизнесмена Федора Тузова, проживающего в Сутоморе. Художник-любитель уже не раз выставлял свои картины в Черногории. И это его первая персональная выставка в России.

Картины Федора Тузова, если просматривать их быстро, на лету, не открываются сразу – так иногда бывает с единожды прочитанной книгой: общий смысл вроде бы ясен, но кажется, что очень важное осталось недочитанным. Неуловимость ощущений, рождаемых образом, – словесным ли, художественным – всегда таится между строк, порождая в них непредсказуемость обаяния.

Ради этого можно поступиться и законами перспективы, и другими приемами художественного изображения, где все – по правилам, «все поставлено, все положено». Иногда это не только можно, но необходимо, поскольку втиснуть в трехмерную модель мира здешнего полноту восприятия образов, подвластного лишь творческой интуиции художника, бывает весьма сложно.

То же и с творчеством Федора Тузова. Обойдя выставочное пространство, хочется пройти по этому периметру еще раз, уже по-другому вглядеться в эмоциональные сюжеты, их разнообразие, изложенное в сочных, ярких тонах, хотя и композиционные решения, и шероховатости рисунка, который, как известно, «скелет живописи», временами – какому-нибудь зрителю-казуисту – могут показаться небрежными. Но именно благодаря этой якобы «небрежности» в них дышит изменчивость жизни, потому они так подвижны, динамичны, так узнаваемы и переданы с убедительной и точностью на уровне ощущений их миры. Это осень на Среднерусской равнине, накат прибоя, мыс Ай-Тодор с «Ласточкиным гнездом», дворцом, прилепившимся на самом краю скального карниза над голубизной Черного моря; дворик с цветами в вазонах у дверей – где-то в Черногории. Да какая, в сущности, разница, если весь этот южный эфир, его неведомое очарование и нездешние ароматы, достигает нас!

Федор Тузов тонко чувствует эфирную составляющую красоты мира, которую не передать фотофиксацией, кадр не всегда безусловно сохраняет все чувства и ассоциации. Тогда художник, чтобы не утратить ничего из личного импрессионизма, из очертаний, которые выше и важнее дословности черт, избирает единственно верный способ «остановить мгновенье». Берет в руки карандаш, кисть и краски и, как у каждого художника, его взгляд и рука становятся проводниками от сердца к холсту или к листу картона.

Он ищет новые для себя приемы живописи: крупные, плотные мазки становятся изящно-тонкими, это почти лессировка, уже не столь интенсивна цветовая гамма, и с тем для художника открываются новые возможности визуального воплощения его идей, передачи оттенков эмоций. И вот – откуда-то из сумерек возникает восхитительный, царственный и мудрый лев, иссиня-вороной конь несется краем голубого с белой пеной моря под таким же небом с белой пеной облаков, белый автомобиль, приткнувшийся у обочины под багряными ветвями придорожной шпалеры деревьев.

Теперь в мягкости и глубине прозрачного флера, дымке накинутой на изображение, нам представляется совершенно другой Федор Тузов: море, горы, парусник и шлюпка окунаются в утренний туман. Сквозь него просвечивает раннее солнце, которое еще не решило – светить или остаться за облаками.

Картины Федора Тузова – это не только опоэтизированная красота пейзажа, рукотворного или природного. Поэтичные женские образы, символ любви – Он и Она: одним – некуда спешить под уютом зонта по влажной осенней аллее, другие, взявшись за руки, ступают по теплому морскому мелководью…

Таково откровение лирика, который ни за что не хочет отказываться от того факта, что сей мир, со всеми его «проклятыми вопросами» и «вызовами современности» все равно устроен Творцом по общим принципам красоты и гармонии. Потому в своем творчестве – а это, несомненно, и есть истинное творчество – Федор Тузов вольно или невольно следует совету, данному великим поэтом всякому, кто именуется художником: «сотри случайные черты». Тузов так и поступает: с помощью всем известных подручных средств, он творит свою Вселенную, где свободно главенствуют Радость и Поэзия, и, глядя на его работы, мы не можем не подтвердить: мир прекрасен, по крайней мере, этот – совершенно точно…

Елена Кузина

Tags:

Оставить комментарий