Композитор Нина Перович: «В основе моего творчества заложена русская школа»

04/06/2016 18:000 комментариевПросмотров: 73

Screenshot_13Досье

Нина Перович родилась 30.10.1985 года в Мостаре (Босния и Герцеговина). Окончила основную музыкальную школу в Тивате, среднюю музыкальную школу «Видо Матьян» в Которе по классу фортепиано, музыкальную академию в Цетинье. В качестве стипендиата Basileus — Erasmus Mundus окончила магистратуру по специальности «композиция» в Любляне (Словения). В этом году оканчивает докторантуру в академии музыкального искусства в Белграде.

Лауреат международных и отечественных музыкальных конкурсов. Автор нескольких десятков музыкальных произведений, исполненных на фестивалях и конкурсах: A Tempo, Kotor Art, Espressivo, «Международная трибуна композитора», «Мокраньчевы дни», «Музыкальные мосты», Sarajevo Sonic Studio, Lasciar Vibrare и других – в Черногории, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Австрии, Венгрии и Германии.

В настоящее время преподает в музыкальной академии в Цетинье. Черногорка по национальности. Не замужем.

Нина Перович относится к тому типу ярких девушек, которые всегда выделяются из толпы. Ее открытая, лучезарная, заражающая своей энергией и добротой улыбка моментально приковывает внимание. Нину любят коллеги, ей завидуют сверстники, ее талантом восхищаются поклонники. И судя по тому, каким шквалом оваций встретила публика появление молодого композитора на сцене Черногорского народного театра, на одной из премьер нового музыкального коллектива, ее творчество хорошо знакомо местным ценителям музыки.

Время Нины буквально расписано по минутам: репетиции, подготовка к лекциям, занятия в академии, концерты, гастроли. В гости в нашу редакцию девушка смогла вырваться лишь на выходные.

? Нина, рады вас видеть в нашей редакции. Со свободным временем настолько сложно?

Да, свободное время – на вес золота. В основном, все время уходит на музыку.

13059795_1120730494633573_521917118_n? Наверное, это самые приятные моменты, когда ты предоставлен любимому делу?

Да, вы абсолютно правы. Творчество для меня – это жизненная необходимость, потребность души. Когда я долго не сажусь за фортепиано и ноты, во мне все бурлит и клокочет. Накопившаяся в голове музыка рвется наружу, требует срочного выражения. Я сажусь за инструмент, наигрываю мелодию, записываю ноты, и на душе устанавливаются мир и покой.

? Современные композиторы не ограничиваются инструментом и нотами, некоторые пишут музыку с помощью компьютера. Пользуетесь ли вы электронными средствами?

— Да, обязательно. Обрабатываю музыку на компьютере с помощью новейших программ. Сегодня – это в порядке вещей.

? Нина, истории известны примеры жизни многих композиторов, которые полностью отдавали себя музыке…

 — Да, творчество и работа композитора требуют полной самоотдачи. Приходится многим жертвовать.

-? Чем, например?

— Многие музыканты настолько уходят в музыку, что остается мало времени для личной жизни, создания семьи.

? Для европейцев, думаю, это нормально. Сначала карьера, а потом семья.

— К вопросу создания семьи у меня особый подход. Мои родители прожили в браке 36 лет. Они до сих пор любят друг друга и очень счастливы. Конечно, же такой пример в твоей жизни заставляет тебя очень серьезно подбирать спутника жизни.

? Избранник должен походить на отца?

Не без этого (смеется). Если верить теории Фрейда, то в мужчине мы ищем черты отца и ту безграничную любовь, которую получаем в семье.

13059409_1120730661300223_1328423960_n? Нина, ваш отец Никола Перович — известный в Черногории скульптор. Значит ли это, что творческие гены сыграли свою роль?

К моему выбору профессии отец имеет прямое отношение. В молодости он увлекался музыкой, играл в мостарском рок-бэнде «Мост». И сейчас часто берет в руки гитару, мурлычет песни, иногда и мне подыгрывает.

Папа для меня пример для подражания. Когда-то в молодости он увлекался резьбой по дереву, но оставил свое хобби ради создания финансовой основы для своей семьи. Он всю жизнь занимался бизнесом, очень много работал, чтобы дать мне и брату достойное образование, поддержать все наши начинания.  И лишь к пятидесяти годам он смог себе позволить вернуться к своему хобби.

Десять лет назад он начал серьезно работать над скульптурами из оливкового дерева. Материал для своих работ он находит среди засохших или обгоревших старых маслин, долго их обрабатывает и затем из них вырезает свои шедевры. Причудливые узловатые фрагменты дерева с вековой историей и особенной текстурой превращаются в фигуры людей и животных, философские композиции. Отец – скульптор-самоучка, без академического образования. Но у него есть своя мастерская, которую частенько посещают известные творческие люди с балканских просторов. По их признанию, они черпают вдохновение из его необычных скульптур. Папины работы выставляются во многих странах Европы.

? А мама имеет отношение к творчеству?

— У нас есть семейный бизнес-отель в Жанице, на полуострове Луштица. Моя мама Сильва -экономист, помогает отцу вести дела гостиницы. Название отеля тоже имеет отношение к искусству — «Арт Медиа». Среди гостей – немало творческих личностей из мира музыки, изобразительного искусства. Летом здесь – настоящая Мекка для творческих людей. Родители устраивают в отеле выставки, концерты, танцевальные вечера, организуют колонии художников и пленэры.

? Это родители пожелали, чтобы их дочь стала музыкантом?

— Вовсе нет! Родители вообще никогда не оказывали на меня давление. В восемь лет я сама записалась в музыкальную школу. Мы тогда уже жили в Тивате. Я сама выбрала фортепиано.

? По себе помню, как я несколько раз порывалась бросить в детстве музыкальную школу, настолько надоедали сольфеджио и заучивание нот. У вас не возникали такие желания?

И не раз. Наступали моменты, когда было настолько трудно, что больше не было сил учить этюды, хотелось закрыть навсегда крышку пианино и забыть дорогу в музыкальную школу. Но моя преподавательница уговорила меня остаться, за что я ей несказанно благодарна. Когда родители увидели, что я прошла тот сложный период и серьезно увлеклась музыкой, купили мне пианино. Были порывы расстаться с учебой и в средней школе, когда я хотела забрать документы и пойти учится на менеджера. Но опять помог мой профессор, который убедил, что мне и далее нужно заниматься музыкой.

? Значит, судьба?

Путь музыканта – это тернистая труднопроходимая дорога. Наша профессия требует огромного труда, душевной отдачи и безмерной любви к своему делу. Но если такая любовь живет в твоем сердце, чтобы не случилось, какая бы кривая не уводила в сторону, ты все равно вернешься на круги своя.

13063861_1120730637966892_2112573660_o? А когда появилась эта потребность писать музыку?

Еще в первом классе музыкальной школы. Уже тогда я сочиняла какие-то мелодии, песенки. Но всерьез занялась творчеством уже когда повзрослела, стала профессиональным музыкантом.

? Никогда не были в России?

— К сожалению, пока нет. Но всегда мечтала побывать на родине моих любимых русских композиторов. Благодаря нашему отелю я познакомилась с туристами из Москвы и Санкт-Петербурга, которые стали добрыми приятелями. Это очень интересные творческие люди, с которыми приятно общаться, и хочется увидеть их вновь. У меня много русских друзей и коллег, с которыми часто пересекаемся по работе над музыкальными проектами: дирижер черногорского симфонического оркестра Григорий Красько, российский виолончелист Денис Шаповалов, концертмейстер виолончелей черногорского симфонического оркестра Дмитрий Прокофьев. Да и во время учебы в Цетиньской музыкальной академии моими преподавателями были также представители русской школы: профессоры Алексей Молчанов, Владимир Бочкарев, Ольга Борзенко.

? Можно ли расценивать, что на ваше становление как композитора, повлияла русская классическая школа?

Три русских композитора Шостакович, Прокофьев и Стравинский оказали огромное влияние на мое творчество. При создании композиции  Ritus, основой для которой послужил балканский фольклор, примером для меня был мой любимый композитор Игорь Стравинский. Его блестящий талант написания оркестровых фантазий на темы и мотивы русского фольклора помог мне понять сложную задачу сочетания двух разных музыкальных направлений и органически связать народную и классическую музыку.

На выпускном в средней музыкальной школе я играла Седьмую сонату и Токкату для фортепиано Сергея Прокофьева. Симфонии Шостаковича – эти великие произведения, которые не может обойти в своей жизни ни один музыкант. А Чайковский и Мусоргский – это азбука для каждого, кто занимается музыкой.

Одним словом, русская школа превалирует в моем профессиональном определении.

? Когда вы создали свое первое серьезное произведение?

— Премьера моей первой серьезной композиции для духовых деревянных инструментов симфонического оркестра состоялась в Тивате, в 2002 году.

? Ваша композиция «Гусли», которую исполняет на своих концертах местный симфонический оркестра, наверняка, войдет в историю черногорской классической музыки. Почему именно гусли?

Гусли – черногорский народный смычковый инструмент, который совсем не похож на русские гусли. Этот инструмент издает острый драматический звук, имеющий множество микро-тональностей и требует от гусляра особого умения. С помощью гуслей народные поэты веками воспевали былины и легенды героической истории народа.

Написала композицию за очень короткий период. Просто мелодии и звуки, долго копившиеся в моей голове, выплеснулись в облик классической композиции в стиле модерн. Впервые «Гусли» были исполнены на концерте в Загребе. И я даже получила за них награду на 21-ой международной летней академии, организованной Венским Университетом музыкального и драматического искусства в 2011-ом году.  На сегодняшний день – это самое исполняемое произведение из моего портфолио в версиях для струнного квартета и оркестра.

Вообще народная музыка и гусли проходят и через другие мои композиции, как созданные еще во время учебы, так и в настоящее время, когда я намного обстоятельнее и осознаннее подхожу к вопросам интерпретации фольклора.

Что интересно, в составе квартета, исполнявшего «Гусли», играет мой русский друг Дмитрий Прокофьев, который исполняет свою часть произведения настолько точно и проникновенно, как будто он вырос «на гуслях». Узоры черногорского фольклора проходят лейтмотивом и через другие мои работы: композиции для хора «Пусть будет», посвященной 200-летию со дня рождения Петра II Петровича Негуша, Ritus для сопрано, хора и оркестра, «Вечернюю молитву» для вокального ансамбля, написанного по заказу фестиваля Kotor Art.

3614591485_d0cf0517af_b? На недавнем концерте нового струнного квартета прозвучала ваша композиция Tanatos, которую вы посвятили этому коллективу. Почему выбрано такое странное название?

По той же теории Фрейда существует две группы человеческих инстинктов, ориентированных: на продолжение рода (эрос) и деструкцию, разрушение, самоуничтожение, агрессию (танатос). В этом произведении я пыталась представить противостояние этих двух крайностей.

? Директор Черногорского симфонического оркестра Жарко Миркович был вашим педагогом в музыкальной академии в Цетинье, и после ее окончания вы продолжаете сотрудничество с этим уникальным музыкантом?

Профессор Миркович дал мне не только основу ремесла композитора, но и нечто гораздо важное – профессиональное отношение к музыке в целом, получения удовольствия от нее, осознанность жертвенности, которая необходима для того, чтобы стать ее частью, отдаваться ей целиком и быть преданным. От него я узнала истину: «чем больше ты отдаешь себя музыке, тем больше она возвращает тебе неоценимого удовольствия и наслаждения», с которой я шагаю по жизни.

С огромным удовольствием играю по приглашению в симфоническом оркестре, которым он руководит, и считаю, что если бы не его активная жизненная позиция, музыкальная жизнь Черногории не была бы таковой, какова есть на сегодняшний день!

? Слышала от ваших коллег, что вы в своих лекциях пропагандируете черногорскую и сербскую музыку за рубежом?

— Это очень приятное дело – рассказывать публике о нашей музыке. Читала лекции в Любляне в рамках фестиваля Unicum. Сейчас работаю над проектом «идентичности элементов черногорской современной музыки в качестве основы для развития межкультурных отношений и культурного многообразия. Читаю лекции и студентам академии в Цетинье.

13091792_1121005617939394_1965659150_o? Нина, судя по вашей биографии вы часто бываете за рубежом: концерты, фестивали, конкурсы в разных странах. Любите путешествия?

Можно сказать, что это тоже своего рода жизненная необходимость. Путешествия для меня – не просто развлечение и заполнение свободного пространства, а духовная потребность. Ведь в путешествии человек развивается: знакомится с иной культурой и традициями, приобретает новый опыт. Мне, как музыканту всегда интересно слушать и погружаться в музыку тех просторов, которые я с огромным удовольствием познаю. Недавно была в Барселоне, влюбилась в танец «фламенко», в испанскую музыку. Мне повезло, что удалось побывать в странах Европы, где мое познание мира удачно сочеталось с профессиональным совершенствованием.

? Где проводите свободное время в Подгорице?

В компании своих друзей, коллег-музыкантов. Встречаемся частенько в кафе «Берлин», в эдаком культовом месте, где собирается творческая молодежь Подгорицы, много иностранцев, где можно в спокойной обстановке поговорить. Хожу на занятия сальсы.

? Нина, судя по вашей отличной форме и прекрасному цвету лица, вы ведете здоровый образ жизни?

— Стараюсь! (Смеется). В здоровом теле – здоровый дух! Включаю в рацион здоровую еду, хотя очень люблю сладости, которые не относятся к здоровому питанию. Занимаюсь спортом, хожу на аэробику, катаюсь на велосипеде в парке Горица, хожу пешком.

13082029_1120730664633556_1220175116_n? Нина, каковы планы на будущее?

В мае этого года я защищаю докторскую диссертацию в Белграде под руководством профессора Срджана Хофмана.  Планирую продолжать обучение в профессиональном смысле, как композитор и как преподаватель. Заканчиваю работу над композицией «Размышления», которая, надеюсь, прозвучит на открытии фестиваля Kotor Art, посвященном 10-летнему юбилею провозглашения независимости Черногории и 10-летней годовщины смерти Дон Бранко Сбутеги — основателя фестиваля. Композицию пишу специально для молодой оперной певицы Оливеры Тичевич и струнного оркестра.

Что касается новых произведений, то они рождаются сами по себе, вне всяких планов. Остается только заслужить новых озарений и вдохновения.

? Нина, вы считаете себя счастливой девушкой?

Скорее, да! Я занимаюсь любимым делом, всегда ощущаю поддержку и безграничную любовь моих родителей и младшего брата Игоря.

Интервью записала Гуля Смагулова

Интервью записала Гуля Смагулова

У меня много друзей, я живу в стране с красивейшей природой, которая дает мне импульсы для вдохновения.

-Что бы вы пожелали нашим читателям?

Все мы живем в быстром темпе, и у нас не всегда хватает времени для некоторых вещей, без которых наша жизнь не является полной, красочной и разнообразной. Поэтому всем вашим читателям искренне желаю так организовать свою жизнь, чтобы в ней всегда оставалось место для искусства, наслаждения хорошей музыки, книгой, кино.

Фото Душко Милянича

Tags:

Оставить комментарий