Русские иконописцы Черногории

31/12/2012 20:294 комментарияПросмотров: 217

Спускаешься в крипт строящегося храма Святого Йована Владимира , находишь в еще неокрашенной стене скромную фанерную дверь. Открываешь ее и попадаешь в царство красок и холстов. Мольберты, баночки, стекляные колбочки, кисти, карандаши, ткани. И десятки икон: написанных, незавершенных и лишь начатых, с карандашными эскизами. Обычная иконописная мастерская? Нет не обычная. В интерьер с атрибутами живописи совершенно не вписывается громоздкий станок с компьютерной установкой, который на деле оказывается вышивальной машиной. В этой иконописной мастерской пишут и вышивают иконы.
Ruski Vestnik 32_Page_04_Image_0001Хозяева, супруги Наталья и Вячеслав Смирновы, милые тихие люди. Про таких говорят, просветленные. Без суеты и многословия. На родине, в Петрозаводске Смирновы имели свою иконописную мастерскую. Писали иконы для храмов и частных коллекций, занимались реставрацией старинных икон.
Наталья окончила Петрозаводский государственный университет, а затем иконописную школу. Училась живописи у известного художника Вячеслава Полякова. У него в мастерской увидела иконы и заинтересовалась иконописью. В Кондопоге у матушки, большого мастера – иконописца училась мастерству, затем открыли свою мастерскую. Вячеслав, выпускник Ленинградского технологического института, механик по профессии, научился мастерить доски для икон и подготавливать их к росписи, а также освоил и вышивальный станок. На нем он вышивает ризы для будущих икон.
В Черногорию Наталья и Вячеслав приехали в 2009 году из Петрозаводска. После сырой Карелии местный климат показался сказочным. В Баре, в районе Шушань Смирновы купили маленький домик. У митрополита Амфилохия черногорско-приморского получили благословение открыть в Соборном Храме Йована Владимира иконописную мастерскую. На сегодняшний день-это единственная в Черногории иконописная мастерская.
Ruski Vestnik 32_Page_04_Image_0002-Написание иконы-это одна из форм проявления божественной истины, бегласая проповедь, молитва, -говорит Наталья.- Секреты этого искусства передавался из поколения в поколение на протяжении столетий. И наша мастерская изготавливает иконы святых по старинной технологии, используя только натуральные материалы.
Вячеслав готовит доску для будущей иконы, обычно для этого используются мягкие породы дерева: сосна или липа. Доска должна быть хорошо высушена и обработана.На лицевой стороне вырезается углубление-«ковчег», которое покрывается паволокой-холстом особой выделки. На лицевую сторону наносится «левкас»-грунт, состоящий из смеси воды, мела, глицерина, желатина и меда. Грунт должен высохнуть, а затем Вячеслав шкурит доску вручную, чтобы была очень гладкой и белой. Отдельно он вышивает на машине ризы золотой, серебрянной или цветной нитями.
Затем к работе приступает Наталья. Она тщательно изучает образ святого, чей лик был изображен мастерами разных эпох согласно византийскому иконографическому канону, строго определенному типу изображения лика святого. Задача мастера-передать духовность, божественность земных образов. На бумаге Наталья делает «прорись» святого, которая после переносится через кальку на доску.
Для фона использует золото, олицетворяющие Божественный свет. Прежде чем нанести на доску сусальное золото, места тщательно зашкуриваются. Краски и пигменты, которые использует Наталья для написания иконы, только на основе натуральных компонентов: воды, яичного желтка и вина. Цвета используются только канонические. Пишется одежда святого, его лик, затем-графические работы-нимб и имя святого. Потом икону покрывают инокопью (ассистом). Это тонкие лучики золота на одеждах святых. Для этой техники используется кусок свежего, мягкого ржаного хлеба.
После оконочания работы над изображением икона лакируется и сушится. На изготовление одной иконы уходит иногда до трех месяцев. Смирновы расписывают образы для крипты Александра Невского, иконостас для церкви святого Евстафия Сербского в Беране. В мастерской Смирновых заказывают именные, семейные, родимые (мерные, в рост новорожденного) иконы. Все материалы для работы супруги привозят из Сербии. Машину для вышивания тоже купили в Сербии и с трудом доставили в Черногорию.
Наталья и Вячеслав- верующие люди, и создание икон для них это не только заработок, но и приобщение к духовному миру через молитву, пост, покорность и смирение.
В мастерской часто слышатся детские голоса. Наталья проводит занятия с детьми, дает им уроки живописи. Записываются к ней дети россиян и местных жителей.
Ruski Vestnik 32_Page_04_Image_0003В свободное время супруги ничем не отличаются от других россиян, живущих в Черногории. Украшают свой небольшой сад, выращивают в нем все, что вызревает под щедрым солнцем Адриатики. Даже научились готовить свое вино и ракию. Наталья перенимает рецепты черногорской кухни: рыба на гриле, мясо «под сачем».
Не забывают Смирновы и о здоровье тела. При первой возможности седлают свои велосипеды и отправляются на прогулки, ходят в спортзал и на стадион.
На каникулы к ним приезжает их 19-летний сын Олег, который в далекой и холодной Финлядии грызет гранит науки и оттачивает мастерство легкоатлета- учится на спортивном факультете. Олег-кандидат в мастера спорта по полиатлону, комплексному спортивному многоборью.
Судьба и Божья воля привели Наталью и Вячеслава в Черногорию, где они стали первопроходцами в иконописи. Во многих домах иконостасы пополнились их творениями. Кто знает, через сколько поколений пройдут иконы, изготовленные в их мастерской. Возможно станут семейными реликвиями, войдут в историю, будут реставрироваться и цениться также, как сейчас, когда люди с трепетом относятся к образам, пришедшим к нам из глубины веков.

4 комментария

  • Елизавета

    Хочу иметь икону Елисаветы (держит на руке Храм. Как это возможно и сколько будет стоить?С ув,Елизавета Николаевна

  • Александр Малышкин

    Все так и есть ! Хорошая статья о прекрасных людях. Мы познакомились случайно , осенью прошлого года в Мармарисе. Одна неприятность Я потерял их контакты.
    С ув. А. Петрович.

Оставить комментарий