Православный «Божич» или как отмечают Рождество в Черногории

03/02/2014 10:320 комментариевПросмотров: 635
Смагулова Гуля, главный редактор «Русского вестника»

Смагулова Гуля,
главный редактор «Русского вестника»

В Черногории отмечают Рождество дважды: католики 25-го декабря, а православные 7-го января. Так как по данным управления Монстат, на территории страны проживают свыше 72 % населения православного вероисповедания, то в ночь с 6-го на 7-е января начинается самое массовое в стране празднование светлого праздника Рождества Христова.

Нашим читателям наверняка небезынтересно будет узнать черногорские обычаи и традиции празднования «Божича», как здесь называют Рождество. «Божич» – малый Бог, народившийся Христос. Отмечать этот праздник испокон веков принято сугубо в кругу семьи. Рождеству предшествовал Великий пост, который начинается 27-го ноября и заканчивается 6-го января с наступлением темноты. По церковным преданиям пост – это не только воздержание от пищи животного происхождения (в Черногории в пост можно употреблять рыбу), но и от вредных привычек, дурных мыслей и порочных желаний. Цель поста – очищение тела и духа, укрепление силы воли.

В далеких черногорских селах и по сей день сохранились традиции, которые соблюдались их предками столетиями.

Рождественские праздники начинаются 6-го января, в сочельник. Ранним утром, на рассвете этого дня, который называется «бадни дан», хозяин дома отправляется в лес, чтобы срубить ветвь дуба или цера (чернильного дуба). У кого есть свои участки с дубовыми деревьями, могут позволить себе ради такого праздника спилить целый ствол. В старину ценился «бадняк», который крали в чужом поместье.

В местных лесах на дубах остаются засушенные листья, которые не опадают даже при сильном ветре. Дубовое полено, «бадняк», у черногорцев является символом сочельника. В приморских селах, где невозможно было найти дуб, использовали оливковое или лавровое дерево.

С песнями хозяин отправлялся домой, где во дворе должен был разрубить ствол или целое дерево на столько поленьев, сколько мужчин в доме, а самое большое прислонял к стене дома, на самом видном месте. У черногорцев веками сохранялась традиция проливать жертвенную кровь на «бадняк». В этот день обычно проводилось закланье живности, которую затем пускали на приготовление праздничного ужина или рождественского обеда.

bozic3

Днем начинались домашние приготовления к празднику. На «бадни дан» из дома нельзя было ничего отдавать и выносить, а также нельзя было просить взаймы что-либо! Дом внутри вымывали дочиста, готовили ужин, а когда на улице смеркалось, в гостиную вносили солому и устилали ею пол. Этот обычай символизировал рождение Христа в яслях. Хозяйка на полу среди соломы накрывала ужин, состоявший обычно из постного «пасуля-пребранца» – тушеной фасоли, «приганиц» – пончиков из дрожжевого теста, жаренных на растительном масле, меда, рыбы, салатов. К еде подавали вино и ракию. Хозяйка вместе с дочерьми и снохами выстраивались вдоль комнаты с зажженными свечами и ожидали главу семьи, который появлялся на пороге вместе с мужской половиной дома с дубовыми поленьями или ветками. «Добро вече и сречно вам бадне вече!», – говорил глава семьи, а его домочадцы отвечали: «Све вам сречно и честито било!» Затем мужчин осыпали зернами пшеницы.

Хозяин укладывал поленья в печи крест-накрест, затем брал несколько щепоток еды из каждой тарелки и укладывал сверху них, обрызгивал вином или ракией и разговаривал с дровами, как с людьми: «Здрави сте, бадняци-веселяци! Я вас хлебом и вином, а ви нас здравльем и сваком сречом!» Этот ритуал с разведением костра в печи символизировал огонь, который вифлиемские пастухи развели, чтобы согреть рожденного в пещере Иисуса Христа.

После этого все молились Богу и усаживались на солому около трапезы. После ужина хозяйка раздавала всем сушеную смокву, грецкий орех или миндаль, а в печи на огне жарили каштаны. Вино и ракию пили только взрослые, и то в меру. Черногорцу негоже напиваться в святой праздник.

bozic5После ужина пели песни, а хозяйка тем временем приступала к приготовлению рождественского обеда. Обычно в казане варили свежее или сушеное мясо. В сочельник не принято было ходить по гостям, и даже если кто-то из соседей или родственников заходил на огонек, то ненадолго. Временами хозяин выходил на улицу с ружьем, стрелял вверх, громко поздравляя кого-то из соседей. Например, «Михайло, сречно ти бадне вече!» На что Михайло отвечал «Све ти сречно и честито било!» Обычно в сочельник рано ложились спать.

В старой Черногории был обычай, сохранившийся в некоторых семьях и по сей день, – приглашать в дом 7-го января, в рождественское утро «полазника», уважаемого человека, который должен заранее заготовить, принести и положить в очаг отесанную ветку дуба. «Полазник», или, как его еще называют, «радован», появляется ранним утром на пороге дома с поздравлениями. Его осыпают пшеницей. Он подходит к очагу и здоровается с поленьями дуба, которые трещат в огне: «Добро ютро, бадняци-веселяци!» Затем «полазник» ударяет веткой по раскаленному полену, и по дому разлетаются искорки. Важный гость приговаривает: «Сколько искр, столько и мужских голов в доме, столько радости, счастья и успехов! Сколько искр, столько и скотины, овец, коней во дворе!»

bozic4После этого ритуала «полазник» должен первым разговеться. Хозяйка накладывает на большой тарелке несколько видов мяса: вареного свежего и вяленого, запеченного в духовке, колбаски, сыр, каймак. Затем все домочадцы целуются три раза друг с другом и говорят: «Мир божий, Христос се родио!», на что получают ответ: «Ваистину се родио!» То же самое повторяют с каждым, кто войдет в дом или кого встретят на улице.

Никто ни к кому не идет в гости, пока «полазник» не выйдет из дома, а тот порой оставался на обед. В таком случае хозяйка ставила на стол «погачу», постный каравай, внутри которого запекалась металлическая монетка или кусочек коры от дубового полена. Далее «полазник» разламывал «погачу» на число участников рождественской трапезы. Кому доставался «трофей» из каравая, тому, считалось, выпадет большое счастье. Все радовались, если монетку находили родители. Целый день хозяин постреливал из ружья в воздух.

bozic2Если в доме были гусли, черногорский струнный народный инструмент, тот, кто умел играть и петь, радовал домашних и гостей народной музыкой. Перед уходом из дома «полазник» оставлял несколько монет рядом с «бадняком», а хозяйка вручала ему подарки – связанные ею носки, или вышитый носовой платок, или другую мелочь.

В некоторых селах на севере страны женщины и пожилые мужчины рождественским утром отправлялись на кладбище, прихватив с собой бутылку подслащенной ракии. Там они выпивали ракию и возвращались домой изрядно навеселе.

На сегодняшний день, в XXI веке, в современных городах и селах Черногории старинные обряды и традиции сильно видоизменились. Дубовыми ветками, «бадняком», ныне украшают не только жилища, но и автомобили. «Погачу» многие хозяйки не пекут, так как не знают, как это делается, а покупают готовый каравай в пекарне. В основном, обходятся без «полазника», и хозяин дома сам разламывает «погачу». Заботливые мамы при этом очень переживают, чтобы дитя не проглотило монетку.

bozic6В целях противопожарной безопасности никому не приходит в голову ворошить поленья в открытых печах, чтобы искры разлетались по дому. Да и солому в городах уже давно никто не стелет на пол. Так как многие черногорцы живут в квартирах, где нет печей и каминов, то собираются у костра, сложенного из дубовых поленьев перед церквями и монастырями. Многие наши соотечественники, которые отправлялись в местные храмы на ночные службы, приходили к закрытым воротам. В местных церквях не проводятся ночные литургии, лишь в крупных храмах служат в полночь.

Главная традиция – пальба в воздух – тоже вытесняется из быта, так как законом запрещена стрельба из огнестрельного оружия. И даже продажа петард, которые черногорские мамы и папы сами покупают для своих детей, также запрещена в стране. Остаются хлопушки, салюты и прочие чудеса современной пиротехники, но опять же – только лицензированные. Хотя трудно приучить воинственный народ, который веками был неотделим от оружия, расстаться со старыми обычаями. Постреливать и взрывать петарды начинают задолго до Нового года, да и на рождественские праздники канонада не прекращается днями и ночами, несмотря на запрет.

Наши соотечественники спрашивают, как себя вести, если местные соседи пригласили на Рождество? Во-первых, нежелательно идти в гости с пустыми руками. Можно принести в подарок бутылку спиртного, которую хорошо бы поместить в красочный пакет или обернуть фольгой. Детям дарят сладости. Если вы идете к соседям с низким достатком, прихватите упаковку кофе, соки. И если даже хозяева будут возмущаться, зачем, дескать, потратились, все равно им будут приятны ваши знаки внимания. Носить торты, шампанское и цветы здесь не принято, но благодаря нашим соотечественникам местные жители начинают привыкать и к таким подаркам.

Дорогие читатели! С Новым годом и Рождеством Христовым!

Tags:

Оставить комментарий